«Пространственное укрепление России должно начинаться с муниципальных субъектов», – считает Владимир Тучков, Заслуженный строитель РФ, вице-президент РСС по работе в ЦФО и руководитель комитета по взаимодействию со странами дальнего и ближнего зарубежья.
– Несмотря на все сложности в 2022 году работа строительного комплекса России демонстрирует положительную динамику: все федеральные округа превосходят уровень темпов строительства прошлого года, ставшего самым успешным в истории жилищного строительства России, когда было сдано 92,6 млн кв. м жилья. На начало июля текущего года введено более 52,6 млн кв. м жилья, что составляет 144,2% к аналогичному периоду минувшего года, а годовое задание по Нацпроекту, составляющее 104,0 млн кв. м, выполнено уже более, чем на половину – 50,6%. Ввод жилья на душу составил по России 0,362 кв. м на человека, при этом доля ИЖС в целом по стране составляет 62,5% (32,9 млн кв. м). В отдельных федеральных округах, к примеру, в СеверомКавказском, доля ИЖС заметно выше – 82,6%. Есть лидеры по ИЖС и в составе ЦФО, в частности, Липецкая область – 84,2% и Белгородская – 78,9%.
– Владимир Васильевич, как отработал первую половину года строительный комплекс ЦФО, который вы курируете?
– В ЦФО, являющемся безусловным лидером по объему строительства среди всех федеральных округов России, построено 17,3 млн кв. м жилья, в котором более половины приходится на долю Москвы (3,03 млн кв. м) и Московской области (8,25 млн кв. м), то есть имеет место та самая проблема «организации пространств», о которой век назад писал Бердяев. Да, «широка страна моя родная», как поется в известной песне, тем не менее, налицо явная диспропорция в распределении населения, объемах строительства в крупных городах и в российской провинции. Чему удивляться? В одной только Московской агломерации, включающей город и область, проживает без малого 20% населения России! Большинство российских застройщиков и производителей стройматериалов развиваются в пределах крупнейших агломераций России, формирующихся вокруг 15 городов с населением свыше 1 млн человек. А вот на остальной территории России, где находятся 24 города, в которых проживают от 500 тыс. до 1 млн чел., 39 городов с населением от 250 тыс. до 500 тыс. чел. и 94 города с населением от 100 тыс. до 250 тыс. чел., строительство развивается, по остаточному, если можно так выразиться, принципу.
– Может ли стать ИЖС драйвером территориального развития России?
– К этому надо стремиться! Именно этой теме было заседание комиссии РСПП по строительному комплексу на тему «Индивидуальное жилищное строительство и малоэтажное строительство индустриальным способом», состоявшееся 12 июля под председательством президента РСС Владимира Яковлева. И хотя исследования рынка показывают, что более 45 миллионов российских семей хотели бы жить в собственном доме, ИЖС до последнего времени было «безнадзорным ребенком», предоставленным самому себе: крупных застройщиков и банки оно не интересовало, законодательное регулирование в части проектирования «малоэтажки» отсутствовало. Не было также субсидирования работ по созданию инфраструктуры в районах малоэтажной застройки, за исключением Белгородской области, где с 1993 года работает региональный оператор по ИЖС, который предоставляет земельные участки для ИЖС, обеспечивая их финансово-кредитной поддержкой, ведет строительство инженерных сетей и дорог. На совещании выступил Антон Иванов, много лет возглавлявший «Белгородскую ипотечную корпорацию», ныне мэр Белгорода, который предостерег от шапкозакидательских настроений и «кампанейщины» в части развития ИЖС: важно не просто «переключиться» на ИЖС, а иметь достаточный резерв земли, обеспеченной инженерной инфраструктурой, и соответствующие средства в бюджете, о чем многие забывают.
– Что помешало Липецкой области, когда вы возглавляли Управление строительства и архитектуры региона, последовать примеру белгородцев?
– Мы шли своим путем и в середине «нулевых» разработали схему территориального планирования для всех муниципалитетов, обязав их зарезервировать земельные участки под ИЖС. Я в те годы выдвигал предложение выделить зону «малоэтажки» в окрестностях райцентров, куда могли бы переселяться люди из «бесперспективных» поселений, в которых оставалось по два-три жителя, обеспечив их рабочими местами. Ведь в любом муниципалитете дорога от самого удаленного села до райцентра занимает не более получаса. Учитывая мобильность населения, особенно молодого, это вообще ни о чем – садись утром в свой «Логан», езжай к своему, скажем, комбайну, а вечером после работы возвращайся в благоустроенное жилище в райцентре, в котором есть всё, без чего мы уже не можем обойтись: фитнес-центр, супермаркет, плавательный бассейн и прочие блага цивилизации. Меня, правда, за эту идею раскритиковали: а как, мол, быть с теми, кто хочет жить и работать на лоне природы?! Так пусть живут и занимаются фермерством – им никто не мешает! Моя позиция за эти годы не изменилась: если мы движемся к ИЖС, это не должно делаться «на коленке» – необходимо разрабатывать схемы территориального планирования и вводить ГОСТы для стандартизации индивидуального жилья. В градостроительный кодекс следует внести изменения, направленные на совершенствование института типового проектирования, в том числе в малоэтажном строительстве. Стандартизация ИЖС даст возможность банкам выдавать ипотеку для частного застройщика на типовых условиях – банку будет легче и дешевле оценить время и затраты, необходимые для возведения типового здания, и он сможет выдавать ипотеку для частного застройщика на стандартных условиях. И, конечно же, необходимы предприятия по выпуску домокомплектов для ИЖС – это моя старая мечта. Если мы действительно хотим строить «малоэтажку» индустриальным способом, таких заводов в России должно быть несколько. К примеру, в Липецкой области, где эффективно работает институт ОЭЗ, для этого созданы идеальные условия.
– В России таких заводов пока нет, как нет контактов со странами, где производятся подобные домокомплекты. Что делать в сложившейся ситуации?
– Глаза боятся – руки делают. Напомню, что мы живем в стране, которая первой полетела в космос, ведь не боги горшки обжигают и дома строят. Этой осенью в Москве пройдет всероссийская строительная выставка, на которой я надеюсь увидеть такой завод или хотя бы его пилотную версию. Не стоит забывать и о Беларуси, где разрабатываются поистине революционные строительные технологии. Этим летом я со своим заместителем по работе в комитете по взаимодействию со странами дальнего и ближнего зарубежья Андреем Шорстовым побывал в Беларуси, где мы встретились с руководителем белорусского Союза строителей Анатолием Ничкасовым, долгие годы возглавлявшим республиканское министерство архитектуры и строительства. Мы предварительно договорились о проведении совместного выездного заседания правления РСС в Минске с белорусскими строителями и производителями строительных материалов, которые представят свои возможности в проектировании и строительстве, в том числе и в деревянном многоэтажном домостроении. Более того, у Беларуси, граничащей с Польшей, есть возможность кооперации с европейскими странами в области строительства.
– А что, если не секрет, за революционные строительные технологии, о которых вы говорили?
– В Беларуси мы познакомились с инновационным предприятием, владельцы и создатели которого, еще совсем молодые люди, разработали технологию строительства многоквартирных и индивидуальных жилых объектов с использованием завода, представляющего собой своеобразный производственный конвейер, на котором изготавливается всё необходимое для строительства, начиная от фундаментных блоков и до сантехники – вся цепочка задействована на конечный продукт. Причем этот завод располагается не где-то на отшибе, а непосредственно в зоне застройки – он легко монтируется прямо на строительной площадке и при необходимости переносится в другое место. Впрочем, сами разработчики считают себя в большей степени машиностроителями, чем строителями – фактически это завод по выпуску заводов. Планируется, что осенью в Минске состоится презентация этого завода, и я надеюсь, что мы сможем на ней присутствовать.